«Крымтеплица» — один из немногих финансово-стабильных клубов первой лиги, который сосредоточился, прежде всего, на подготовке футболистов к Премьер-лиге, став таким себе плацдармом для их профессионального роста. По словам главного тренера Александра Севидова, кроме Александра Бандуры, который перешел в донецкий «Металлург», к Премьер-лиге готовы еще несколько игроков, но потенциальные покупатели смотрят не туда.
— Александр Владимирович, «Крымтеплица» одержала в первой части первенства 10 побед в 20 матчах. Перед стартом первенства согласились бы на такой результат?
— Ну, побед у нас все-таки маловато. Для большего количества побед помешал целый комплекс причин, к тому же, нужно рассматривать каждый матч отдельно. Было много игр, в которых мы заработали очки заслуженно, есть те, в которых, — незаслуженно, а есть еще и матчи, в которых незаслуженно не набрали очки. Вот так (улыбается)!
— Вместе с этими победами и 5 ничьими было и 5 поражений — причем от лидеров — «Львова», «Стали», «Александрии» и «Черноморца», было еще и поражение в Виннице в третьем туре…
— Я бы не сравнивал поражение от «Нивы» с другими, при всем уважении к сопернику. Ведь в каждом поражении виноваты, прежде всего, мы сами. Но в то же время, играть при тридцатиградусной жаре на синтетическом покрытии не очень корректно относительно футболистов. К сожалению, мы не смогли приспособиться к такому полю, поэтому не могли физически выбегать на искусственном газоне и дожать соперника. На самом же деле, игра была абсолютно ничейной и проходила без моментов, но винничане воспользовались ошибкой нашей защиты.
Что касается других поражений, то, скажем, «Александрия» действительно была сильнее во всех футбольных аспектах.
— Возвращаясь к «Ниве», возможно была недооценка соперника?
— Ну что вы, в нашей команде такого вообще не может быть! Мы же не собрали в составе чемпионов мира, которые никак не могут высоко оценить соперника, нет! Было, например, плохое отношение к своему делу со стороны футболистов, но никоим образом не вымышленная звездность.
— В интервью клубной пресс-службе вы сказали, что ваша команда провалила игру только против «Черноморца» в Одессе. После этого была серия из пяти побед подряд. Похоже, выводы вашему коллективу удалось сделать, не так ли?
— По моему мнению, это все-таки звучит слишком громко — «сделали выводы». Мы пытаемся играть на победу в каждой встрече, а то, что случилось в Одессе — значительный удар по самолюбию игроков, руководства и тренера прежде всего. Думаю, такое поражение, возможно, и было нужно нам, чтобы футболисты, грубо говоря, проснулись и рванули в бой с новыми силами. Помните, «Шахтер» не так давно проиграл 1:5 лондонскому «Арсеналу», а сейчас уже вышел из группы, поэтому такие поражения, конечно, очень неприятны, но иногда необходимы.
— Как раз после игры в Одессе была еще кубковая игра против «Динамо». Что, по вашему мнению, больше повлияло на команду, которая после этого не проигрывала: разгром в Одессе или «битва» с «Динамо»?
— Думаю, повлияли эти два фактора приблизительно равномерно. О поражении в Одессе мы уже говорили, а относительно встречи с «Динамо», то такие матчи — особенные для любой перволиговой команды. Тогда я после игры сказал ребятам, что даже с такой командой они могут достойно играть. Несомненно, мы уступали в мастерстве, но не проиграли в желании победить. А когда футболист компенсирует нехватку класса своим желанием и характером, тогда и результат можно ожидать.
— С одной стороны, «Крымтеплица» поэтому не проигрывала, но и закончила чемпионат четырьмя ничьими подряд. Вы даже сознались, что в Белой Церкви не заслуживали даже одного очка.
— В Белой Церкви мы функционально имели худший вид, чем «Арсенал», соперник просто больше двигался, благодаря чему и победил. В игре против «Нивы» мы доминировали и переигрывали соперника полностью, но опять не победили — первый же острый момент у наших ворот закончился голом.
— То есть игрового спада, как такового, не было?
— Нет, физически мы выдерживали все матчи до финального свистка, но иногда нам не хватало кадрового усиления, часто не было игроков, которые могли бы выйти на поле на замену и освежить, усилить игру. Поэтому причина очевидна — к сведению стоит брать не только первый круг, но и весь год, который миновал, ведь летом также велась тяжелая работа.
— Не могу не спросить у вас о достаточно заметной особенности «Крымтеплицы»: команда в первой части соревнований забила лишь на три мяча больше, чем аутсайдер «Прикарпатье», но, при этом, сейчас вы находитесь в группе лидеров. Этот феномен объясняется сугубо удачной игрой в защите?
— Нет, скорее у нас не совсем удачная игра в атаке, чем очень удачная — в защите. Моментов команда создавала более, чем достаточно, но, к сожалению, нападающие забивали очень мало. Статистика говорит сама за себя — больше всего забивали игроки полузащиты. Но это проблема не только наша и не только первой, но и Премьер-лиги.
Добавлю откровенно ужасное исполнение стандартных положений — после них мы практически не забивали в осенней части соревнований, тем самым нарушая статистику мирового футбола, когда со стандартов забивают более половины всех мячей. Надеюсь, эта длительная пауза поможет нам устранить и эту проблему, над чем и работаем (вот вам и потеря Кучеренко, который исполнял в команде все стандарты! — прим. авт.).
— Ви дали понять, что не слишком довольны и игрой в защите, но меньше «Крымтеплицы» пропустили только «Черноморец» и «Львов», а показатели результативности — пятые снизу!
— Видите, есть же защита, которая пропускает еще меньше, поэтому я и не доволен! (улыбается)
— Большая заслуга, будем считать, все-таки в удачной игре вратаря Бандуры. Думаете, он сможет конкурировать с ветераном «Металлурга» Воробьевым и Непогодовым?
— Если нашего парня пригласили в команду Премьер-лиги, значит что-то в нем увидели, но теперь все будет зависеть лишь от него, хотя все задатки, чтобы по-настоящему заиграть, у него есть.
— Вы лично как-то повлияли на выбор Александра в пользу донецкого клуба, в котором проработали не один год?
— На самом деле, не один, а целых десять! Конечно, он у меня часто спрашивал о «Металлурге», но я мог давать лишь советы как старший товарищ, но как-то серьезно влиять на его выбор и не хотелось.
— Ваши советы были сугубо позитивные относительно донецкого клуба?
— Бесспорно. В настоящее время у «Металлурга», может, и не наилучшие времена, но клуб очень стремительно ворвался в элиту украинского футбола и, думаю, свои позиции он еще вернет. Этот клуб для меня не чужой, и в ранге коренного представителя Донецка я переживаю за него.
— А были у Александра другие варианты продолжения карьеры?
— Насколько мне известно, были, но выбрал он «Металлург».
— В интервью вы сказали, что Голоперов — игрок уровня Премьер-лиги. Можете ли то же самое сказать о других своих подопечных, которые остались в команде?
— Про кое-кого могу. Например, про Дмитрия Трухина, который провел блестящий сезон (Дмитрия, к слову, болельщики команды признали лучшим в осенней части соревнований — прим. авт.). Кстати, мне непонятно, почему наши крымские команды Премьер-лиги не интересуются им. Также очень уверенно провели сезон двое наших центральных защитников. Павел Щедраков даже не так давно был на смотринах в «Металлисте», его бы я тоже выделил. В целом, мы и в дальнейшем будем стремиться выращивать игроков для Премьер-лиги, это приносит вознаграждение в нашем футболе.
— Вы сказали о незаинтересованности премьер-лиговых команд вашим игроком. Вообще, здесь вырисовывается целая тенденция относительно футболистов первой лиги.
— Я такую позицию команд могу еще понять относительно лидеров, которые борются за награды и играют в еврокубках, а вот когда перед командой стоит задание «радовать болельщиков своей игрой», тогда не пойму, ведь есть простая истина — чем больше в команде доморощенных, здешних игроков, тем больше на трибунах зрителей! Но судить о ком-то я не имею права — у каждого клуба своя стратегия и политика, хоть она и кажется мне неправильной, когда на молодых игроков из низших лиг не обращается внимание, хотя нашему клубу ее хватает.
— Довольно красноречивым оказалось ваше высказывание о Диаби: «Если бы у меня были два Диаби, а работали бы они, как Голоперов, то мы бы все клубы первой лиги на куски разрывали»!. Интересно, а что было бы с соперниками, если бы в команде было два Голоперовых?
— Я это несколько иронично и гипотетически сказал об этих игроках, имея в виду, что если бы из очень работоспособного Голоперова и физически развитого Диаби «склепать» двух равноценных игроков, они были бы суперфутболистами! Но никто не совершенен, поэтому недостатки в игре есть и у того, и у другого.
— Во втором круге команда сыграет лишь 14 поединков, первый из которых состоится через два месяца. Впрочем, готовиться команда начала уже сейчас. Думаете, практика таких длительных сборов оправдана?
— Последний раз меня об этом спрашивали 5 или 6 лет назад. Знаете, что бы мы ни говорили, от этой практики не отойдем никак. Климатические условия в стране не позволяют что-то менять. Поэтому эти два месяца сборов используем не как подготовку игроков к чемпионату. А больше занимаемся обучением наших игроков — прежде всего, тактическим. Для нас этот период времени очень полезен. Конечно, лучше играть на хороших полях, но где их взять? Будем играть на тех, которые есть.
— На таких полях можно выигрывать или проигрывать, но именно играть в футбол реально?
— Если вспомнить пример матча ФК «Львов» — «Металлист», это, конечно, не футбол, ведь в правилах этой игры написано, что на прямоугольнике поля должна быть трава. Если там сугубо вода и болото, то на футбол тогда это мало похоже. Если не все так трагически, то играть, в принципе, можно.
— Также вы дали понять болельщикам, что вас в чемпионате устроит место в пятерке. Думаете, вашим подопечным по силам навязать борьбу первым двум командам первенства?
— При условии усиления нескольких позиций нашей команды, безусловно, по силам. А о месте в пятерке… Меня как тренера больше устроило хотя бы (не считайте нахальством) третье место (смеется)!
— Но, знаете, третье место слишком уж близко ко второму. Не будет ли тогда оскорбительно?
— Конечно, я мог бы сейчас сказать, мол, меня устроит только первое место. Но это не так. И третье пригодится, хотя хотелось бы большего.
— Вы начали говорить об усилении…
— У нас на просмотре не так уж и много футболистов. Кто останется в команде, пока что сказать трудно. Но, надеюсь, они усилят нашу игру.
Анатолий Волков, «Украинский футбол» перевод с украинского — tavriya.com.ua